Кейс внедрения Битрикс24 для строительной компании: этапы, стоимость

/
Кейсы
О проекте

Период внедрения корпоративного портала: февраль-декабрь 2023
CONCEPT5 — это молодой проект в сфере малоэтажного строительства. В какой-то момент ребята решили создать свой бренд и не просто на словах, выработать свою идею, сделать что-то уникальное в загородной недвижимости Екатеринбурга и как новый проект без регламентов, жестких структур и с активной молодой командой они выбирали для своего бизнеса подходящую CRM систему
Период сопровождения корпоративного портала: февраль 2023 - декабрь 2024
Бюджет и сроки запуска
кратко о цифрах проекта
более 80 часов - свыше 130 тыс.рублей
1. Работы интеграторов
более 300 часов - свыше 600 тыс.рублей
2. Работы специалистов сопровождения
Реальные затраты человеко-часов превысили 500
Расходы - более 900 тыс рублей
Общий бюджет
Год на тарифе "Профессиональный" - 134 тыс. рублей
Год на тарифе "Стандартный" - 67080 р
3. Оплата тарифов за Битрикс24
Этапы проекта
02.23-05.23 Подготовка
Создание корп.портала, настройка базового функционала, участие в обсуждении бизнес-процессов новой организации
05.23-09.23 Настройка и обучение
В этот период пользователи активно осваивали инструменты Bitrix24, давали обратную связь, велись постоянные доработки как их регламентов, нормативных документов, так и самого портала.
10.23-12.23 Доработки
По результатам работы менеджеров после обучения вносились корректировки, оптимизировалась система в целом
01.24-12.24 Сопровождение
Сопровождение клиента, корректировки
Почему Битрикс24?
CRM-система - это как сердце проекта. Нашей задачей было собрать это сердце вместе с клиентом, настроить, убедиться в комфорте и удобстве системы в использовании для всех пользователей клиента.
Запрос клиента формировался в процессе, но самое главное для нас было то, что ещё в самом начале определились с тем, что нужна система для взаимодействия между собой нескольких разноплановых отделов - полноценного отдела продаж, отдела стройки, маркетинга, сервиса. Задача звучала масштабно, интересно и реализуемо. На момент обсуждения до принятия решения объединять всё в единую систему работа выглядела максимально хаотично.
Сотрудники взаимодействовали между собой и с клиентами на разных площадках и мессенджерах, часть информации хранили в google-таблицах, какие-то фотоотчёты с объектов даже не в Google\Yandex Дисках - они могли существовать в единственном экземпляре в единственной переписке с клиентом у менеджера отдела продаж!
-
С учётом запроса и наших компетенций из всех систем был выбран облачный вариант Битрикс24.
02.23-05.23 Этап подготовки
Мы пришли на данный этап с чётким пониманием общей логики работы отдела продаж в любой сфере
Завести действующих клиентов
Создавать и вести новых клиентов - лиды
Фиксировать все взаимодействия с клиентом в системе до момента их логического завершения
В нашем случае действующие клиенты - "сделки"
Все взаимодействия с "лидом" могут завершаться либо успешно и конвертироваться в связку сделка=товар+контакт, либо неуспешно и в некоторых случаях сохраняться контакт и "тип контакта".
Товары в системе - "дома". Причём дома, которые менеджер отдела продаж не может просто закрыть и бросить. Только по завершению постройки дома и передаче ключей клиенту сделка становится полностью завершённой. Учитывая что это строительная компания, то товаром может быть как готовый объёкт, построенный дом с адресом, так и "проект дома". На тот момент мы определяли параметры товаров и завели ранее рассчитанные проекты, а также отдельно записали пару построенных объектов с адресами.
Также естественно мы заранее настроили значения справочников - ворону продаж на стадии лида, на стадии сделки, источники трафика
А что с остальными отделами на этапе подготовки?
05.23-09.23 Настройка и обучение
Фактически в мае отдел продаж, для которого была готова воронка продаж, а позднее и остальные отделы так или иначе начали включаться в работу в новом корп.портале. В этот период и производятся наши основные работы, потому что:
  • Отладка бизнес-процессов
    Клиент работает в новом для себя формате. Нужно научить сотрудников работать по-новому, контролировать процессы и корректировать их.
    1
  • Обратная связь
    Сотрудники зашедшие в систему начинают давать реальную обратную связь, поскольку им ставят задачу уже полноценно работать в системе и не использовать различные мессенджеры и таблицы для коммуникаций.
    2
  • Подключение других отделов
    Клиент в какой-то момент должен уходить от сотрудников отдела продаж в работу далее по цепочке взаимодействий. Нужно согласовать, спланировать схему взаимодействия и организовать процесс передачи информации.
    3
  • Разработка регламентных действий
    Для сотрудников устанавливаются регламенты взаимодействия с новой CRM, описываются и формализуются рабочие процессы, создаются скрипты.
    4
  • Формирование должностных инструкций
    Будь то своевременный звонок, обязательное поле в лиде или что-то ещё - в рамках рабочих процессов определяются детали регламентированных ранее скриптов. Наборы таких скриптов прописываются на обязательное изучение и использование в соответствии с занимаемой должностью.
    5
  • Автоматизация
    На этом этапе уже и мы и клиент имеем представление о формализованном бизнес-процессе, о типовых совершаемых действиях и имеем возможность продумать автоматизацию с целью оптимизации временных затрат пользователей.
    6
Обучение сотрудников
Мы плотно работали с бизнес-тренером клиента, формировали план обучения и взаимодействовали с сотрудниками отделов на протяжении двух месяцев.
  • Обучение работы с Битрикс24
    Каждый сотрудник команды получал набор инструкций по работе в Битрикс24
  • Отработка типовых операций
    Совместно с бизнес-тренером писались сценарии работы в системе, записывали обучающие видео под сотрудников
  • Тестирование
    По результатам обучения каждый менеджер должен был провести двух теоретических клиентов по всем этапам воронки продаж согласно полученным в задачке данным.
Пример структуры задачи для менеджера отдела на начальном этапе:
  1. В понедельник к вам обратился клиент из (Источник). Он заинтересован в (проект). Всё что вы знаете это его имя и телефон (даны имя с телефоном). Зафиксируйте клиента в системе. Проведите до следующей стадии.
  2. На данной стадии по результатам планового взаимодействия (прописано взаимодействие) вы получили следующую информацию от клиента (интерес, примерный бюджет). Обработайте, сформируйте требуемые дела\задачи, в рамках задач отметьте полученную информацию в лиде, закройте задачу. Смените стадию.
  3. На этой стадии по результатам созвона запланируйте показ, отметьте недоступность объекта для других менеджеров через соответствующую задачу.
и так далее до момента подписания ПДКП (предварительного договора купли-продажи).
Пример структуры тестовой задачи для менеджера отдела продаж на заключительном этапе обучения:
  1. Вам на сайте клиент оставил заявку. В ней есть имя и его телефон. Обработайте информацию
  2. Клиент сообщил, что он интересуется (проектом), и обладает (бюджетом).
  3. Готов записаться на показ на (дата)
  4. Показ прошёл успешно, но банк (название) не одобряет ипотеку (форма) клиенту.
  5. После того как решили проблему с банком клиент подписал документы - передайте предварительную информацию в стройку
  6. Сформируйте предварительные сроки по стройке
  7. Проведите клиента через процедуру одобрения банком объекта (проекта)
  8. Полностью передайте клиента в стройку.
  9. Зафиксируйте передачу клиенту документов и ключей
  10. Закройте сделку по клиенту и передайте его в отдел сопровождения
Мы вели их от состояния, когда человеку нужно было прописывать буквально каждое действие до состояния, когда в целом даже начальную информацию мы им не давали на ручное заполнение, а к примеру направляли на почту контактные данные, почта попадала в CRM систему на ответственного менеджера, а весь перечень задач формировался чек-листом в задачах в самом Битрикс24.
Ключевые показатели
кратко о результатах обучения
Общее время обработки на начальном этапе, когда менеджеры толком не фиксировали информацию и работали бессистемно составляло в среднем 41 день в мае 2023. К концу августа время в среднем сократилось до 15-18 дней (речь про полную продолжительность ведения клиента, вплоть до подписания ПДКП)
1. Время до конвертации лида
изначально могло достигать 3х-5 суток. Людей просто не обрабатывали, если они сами не позвонят несколько раз после того как УЖЕ оставили заявку.
К концу августа 2023 срок сократился до суток, а к октябрю 2023 - до 1 ч на первичную обработку и 3ч на полноценный контакт
2. Время первичной обработки
В мае 2023 г при заходе в "лида" или "сделку" уровень заполненности был нулевым. Мы видели лида, видели его перемещение по стадиями и при коммуникациях через телефонию прикреплялись записи разговоров. Остальной информации не было. К сентябрю 2023 минимальным стандартом стало заполнение в комментариях всех контактов с клиентом и результатов переговоров. Комментарии - потому что большинство менеджеров работало с телефонов, а это поле доступно даже с мобильной версии
3. Ведение клиента
А что с остальными отделами на этапе обучения?
10.23-12.23 Этап доработок
Что меняли в отделе продаж?
Сократили и оптимизировали воронку продаж, подключали WhatsApp к CRM и отслеживали эффективность, провели эксперимент с фиксацией рабочего дня, добавляли штрафы и KPI за эффективность работы системы, обучили администратора Битрикс24
Что сохранилось?
Оптимизация воронки продаж также сократила общий срок обработки лида, сохранённый диалог WhatsApp в корп.портале помог решить проблему с клиентом на стадии досудебного урегулирования, штрафы и KPI улучшили результативность сотрудников незначительно, эффект от деятельности администратора в организации был незначителен.
Что меняли в стройке?
Создавали шаблоны строительства проекта - группировали типовые задачи с типовыми сроками для управленческого учёта: руководитель стройки ставит корневую задачу, далее между собой уже связаны все подзадачи с учётом логики строительства. Обучали пользоваться и взаимодействовать с отделом продаж в системе
Что сохранилось?
Осталась пара заготовок шаблонов, одного из прорабов смогли обучить до руководителя отдела строительства, однако приоритет был отдал учёту ресурсов, поэтому стройка осталась в системе лишь на коммуникациях с отделом сервиса
Что меняли в маркетинге?
С учётом текущего инструментария формировали систему сквозной аналитики клиенту
Что осталось?
Точное отображение рекламных расходов в портале, различные шаблоны отчётов по источникам для руководителей организации, но сквозной аналитики в полном объёме так и не получилось - для этого нужна была подменная телефония для всех источников. Мы её включали по согласованию на определённые периоды, но этого недостаточно.
Что меняли в сервисе?
Регламент передачи клиента от отдела продаж в сервис. Регламент взаимодействия сервиса со стройкой.
Что осталось?
По итогу клиента стали передавать чуть заранее - на этапе приёмки дома, до финального получения ключей. Также руководитель отдела сервиса получил возможность прямых коммуникаций с бригадами в случае недоработок на объектах, которые по договору закрывались после сдачи дома.
01.24-12.24 Этап сопровождения
Этап сопровождения обозначен по ряду причин:
  1. Клиент взял от нас все новшества, которые для себя мог переварить (всё ещё много вещей можно внедрить и сделать портал ещё более автоматизированным, комфортным, но что-то упирается в организационные моменты, что-то в финансовые)
  2. Сформировал, проверил на прочность и утвердил все регламенты и должностные инструкции.
  3. Несколько раз переформировал штат сотрудников
  4. Подвёл на стратегической сессии итоги прошедшего года и сформировал ряд планов
  5. Закончил сотрудничество с бизнес-тренером, сформировав основной рабочий "костяк" отдела продаж.
Наши цели на 2024
1
Поддержка по общим вопросам Битрикс24
Ввиду текучки кадров наш администратор отвечал за ввод в должность новых сотрудников и отключение всех доступов у старых, а также мы отвечали на любые вопросы по работе в портале.
2
Корректировка бизнес-процессов и роботов
В рамках регламентов некоторые боты настраивались на конкретных людей. Из-за кадровых перестановок в отделах, а также различных сокращений самодельный бизнес-процесс, к которому мы пришли вместо решения из Маркета канул в лету. Роботы же постоянно видоизменялись либо из-за формата напоминаний сотрудникам, либо корректировались сроки взаимодействия с клиентами.
3
Периодический аудит работы отделов в системе
Администратор портала Битрикс24 курировал работу всех сотрудников. Этот человек отвечает за то, чтобы задачи не ставились просто так, ставились в целом правильными людьми на правильных людей, своевременно исполнялись и в них велась рабочая деятельность. Это же относится к корректности ведения лидов, дел и сделок. Мы брали на себя ответственность в целях улучшения качества периодически прослушивать лидов, просматривать их обработку и давать обратную связь руководителю отдела продаж и руководителям других отделов, в случае мониторинга задач по проектам.
4
Техническая поддержка связанная с настройкой форм
В течении 2024 года в сайты вносилось множество изменений и корректировок, поэтому в числе прочего нами вносились корректировки в готовые формы. От каких-то мы отказались вовсе, какие-то несколько раз перерабатывали.
Итоги
Техническая часть:
Клиент получил полностью функционирующий корпоративный портал Битрикс24, с основными работающими функциями, с шаблонами под все основные свои запросы и с роботами настроенными под текущие бизнес-процессы.
Обучение:
Мы обучали каждого сотрудника, которого к нам приводили и отвечали на все вопросы, которые нам адресовывались. Мы находили индивидуальный подход даже к сотрудникам, которые с техникой "на вы".
Сроки: первичное внедрение было проведено за 4 мес с учётом редкой обратной связи от клиента. Данный промежуток времени с учётом наличия готовых "зрелых" бизнес-процессов компании сокращается до 1-2х месяцев. По-сути периоды последующего тестирования новых для клиента механизмов, обучения, отладки, растянувшиеся на 8 месяцев также можно сократить до формального месяца на обучение и месяца на корректировки. (Итого общий срок внедрения может быть от 3 месяцев)
Качество: Однако у нас нет задачи формализовать процесс внедрения. На каждом этапе перед нами ставятся цели и мы их реализуем в том объёме, который от нас хотят получить и даже немного больше.